/  Пресс-центр / Есть мнение
Ольга Лысикова

Ольга Лысикова

Лысикова Ольга Валерьевна – член Общественного совета по туризму при министерстве молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области, доктор социологических наук, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры философии Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.:

"Каждая новая турпоездка обогощает человека.

2017 год был провозглашен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Международным годом устойчивого туризма. Данный шаг был предпринят для повышения осведомленности широкой общественности и лиц, принимающих решения в государственном и частном секторах, о вкладе устойчивого туризма в развитие, для объединения всех заинтересованных социальных институтов и акторов с целью совместной работы по превращению туризма в катализатор изменений к лучшему.

Ежедневно более трех миллионов туристов пересекают международные границы, ежегодно 1,2 миллиарда человек путешествуют за границу, туризм становится основой экономик, источником процветания, мощной преобразующей силой, необходимой для улучшения качества жизни многих людей. Туризм обладает колоссальными возможностями в формировании партнерств для реализации задач по созданию долгосрочных активов и минимизации глобальных трудностей, с которыми сталкиваются сегодня все нации, страны и государства. Экспертным сообществом устойчивый туризм рассматривается как средство развития, создания рабочих мест, продвижения местной культуры, продуктов, услуг. Расширение культурных практик международного туризма способствует укреплению общественного и политического диалога, продвигающего инициативы, инвестиции и правительственные меры по улучшению гендерного равенства, повышению качества жизни молодежи.

Отталкиваясь от концепции краеведения и экскурсионного дела, заложенной в 1920-е годы Надеждой Константиновной Крупской, Анатолием Васильевичем Луначарским и наши земляком Владимиром Павловичем Антоновым-Саратовским, следует двигаться вперед в интересах всего населения региона, активно развивая внутренний и въездной туризм, позиционируя и продвигая привлекательный имидж Саратовской области как гостеприимной и хлебосольной туристической дестинации. Исторически сложившиеся центры туризма являются своеобразными PR-объектами со своими культурными, научно-образовательными, природно-рекреационными, гастрономическими особенностями. Очень важно, чтобы больше людей из российских регионов приезжало в Саратов, узнавало его лично, а не понаслышке, тратило здесь деньги на отдых, оздоровление, досуг, местную продукцию, чтобы путешественники говорили хорошее о нашем городе, возвращаясь домой, и планировали свои новые поездки именно к нам в гости. О положении дел в том или ином регионе широкая публика судит далеко не всегда по офицальным реляциям, а зачастую по выводам очевидцев – местных жителей и самих туристов.

Организованный туризм невозможно представить без менеджмента, маркетинга, PR, многих других аспектов научного знания. Туризм обладает мультипликативным эффектом, воздействуя напрямую и косвенно на экономику, социальную и культурную сферы посещаемого туристами региона, предлагающего широкий спектр услуг для гостей принимающей дестинации. Привлекаемые инвестиции вызывают эффект, напоминающий цепную реакцию. Появляются новые объекты предпринимательства, рабочие места, улучшается туристическая инфраструктура. Региональный туризм – это, главным образом, поле малого и среднего бизнеса, которому не требуется особой государственной поддержки, главное – устранение препятствий на пути проявления частной инициативы.

Устойчивое партнерство государственных и частных структур с целью капита-ловложений в туристическую отрасль – процесс весьма непростой в российских реалиях. Однако позитивными примерами такого сотрудничества являются туристско-рекреационные кластеры, примеры которых доказали свою эффективность в мировой практике, особенно в национальных парках и сельских поселениях, то есть в экологическом и сельском туризме. В подобных кластерах до мелочей продуман и отточен механизм взаимодействия всех объектов сферы туризма и гостеприимтства – отелей, гостевых домов, ресторанов, кафе, музеев, транспортной (в том числе велосипедной) инфраструктуры, магазинов сувенирной продукции. Бизнес-планы рассчитываются на долгосрочную перспективу. Российский опыт доказывает надежность краткосрочной быстрой прибыли. Социологический опрос, проведенный студентами Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. в Аткарске, показал, что идею развивать туризм местные жители считают маниловской мечтой. И для этого есть веские основания. Такое отношение людей объясняется как «приземленностью» из-за невысокого уровня жизни, так и отсутствием ориентиров на успех начатого дела. Состоявшийся в Аткарске 5 августа Фестиваль роз стал зрелищным запоминающимся событием как для местных жителей, так и для туристов, приехавших в том числе из Саратова и Москвы. Положительные отзывы о нем становятся важным аргументом тому, что у города Аткарска и Аткарского района Саратовской области есть все необходимые предпосылки для развития в качестве аттрактивной туристической дестинации.

Разработка новых векторов развития регионального туристско-рекреационного кластера – важное направление одного из стратегических проектов программы развития Саратовского государственного университета имени Гагарина Ю.А. в качестве опорного вуза региона. В СГТУ имени Гагарина Ю.А. первом среди вузов нашего города была начата в 2010 году подготовка студентов по направлению магистратуры туризма. В 2017 году состоялся седьмой выпуск этих высокопрофессиональных кадров. В целом уже двадцать лет СГТУ готовит сотрудников для туристической индустрии и, прежде всего, туроператоров, турагентств, гостиничного и ресторанного бизнеса.

Даже нечто на первый взгляд обыденное и повседневное можно облечь в изумительную упаковку, если на то будет мотивация и искренняя заинтересованность, главным образом, местных жителей. Нет заведомо скучных мест и маршрутов, каждый из них для новичка – это непрочитанная книга. В Саратовской области есть все необходимые предпосылки и ресурсы для того, чтобы туристический рынок системно развивался и приносил доход в местный бюджет".